Антонина Ковалева
Педагогическая
практика как часть профессиональной подготовки
Педагогическая практика – это важный компонент профессиональной подготовки будущего специалиста, где он выступает в активной роли по отношению к детям, когда выявляются его достоинства и недостатки, а также способности к социально-педагогической деятельности.
Основаниями для полноценной
педагогической практики студентов явились:
-
создание мотивационно-ценностной установки на будущую социально-педагогическую
деятельность в реальной педагогической практике;
-
опережающий выход студентов на технологический уровень деятельности;
-
включение студентов в непрерывную педагогическую практику;
-
формирование оценочных и прогностических умений на ранних стадиях
педагогической деятельности.
Практическая
профессиональная подготовка будущих социальных педагогов предполагает следующие
компоненты:
-
психолого-педагогический (тренинги по личностной адаптации к профессии,
ролевой психокоррекции, педагогическому мастерству);
-
методический (овладение методиками диагностики педагогической деятельности,
практикумы);
-
прикладной (раскрывающий психолого-педагогическую основу формирующихся
умений и навыков).
Задачи практики:
1. ознакомление студентов с социально-педагогической
средой, окружающей детей и подростков в семье, школе, внешкольной деятельности;
2. формирование у студентов системы профессиональных
знаний и умений для выполнения функций социального педагога;
3. ориентация студентов на личностно-ориентированный
подход к детям в условиях неформального общения;
4. развитие профессиональной рефлексии на основе
анализа деятельности детей и взрослых, участвующих в педагогическом процессе;
5. овладение студентами средствами элементарной
диагностики семьи, микрорайона, детского клуба или объединения, индивидуальными
особенностями детей и подростков с целью своевременной коррекции личности
ребенка.
За время
социально-педагогических практик студенты приобретают знания:
-
нормативных документов по работе социального педагога (профессиограмма,
этические нормы), федеральных и региональных документов по молодежной и детской
политике в стране;
-
методов социально-педагогической диагностики личности ребенка,
межличностных отношений социума, семьи;
-
особенностей проектировочной деятельности руководителя собственного проекта.
Возможности ВДЦ «Орленок» для педагогической практики
Широкие возможности
предоставляет ВДЦ «Орленок» для полноценной педагогической деятельности каждому
педагогу. Коллектив ВДЦ «Орленок» – это не только единый воспитательный
коллектив, который отличается вариативностью и разнообразием возможностей для
развития личности в условиях совместного проживания и социально-значимой
деятельности, но и позволяет и ребенку, и взрослому проявить все свои потребности
и интересы, сформировать собственную позицию в детском Центре.
Этапы личностного самоопределения студентов
В ходе педагогической
практики без отрыва от обучения студенты осваивают уровни и основные этапы
социально-педагогической деятельности. Продолжительность отдельных периодов
обучения могут не совпадать с особенностями личностного роста студентов.
Условно выделим пять этапов личностного самоопределения.
1. Профессиональное самоопределение студентов
Первый этап –
самоопределение студентов колледжа в своей личностной позиции, отношении к
будущей профессии.
Опыт последних лет
показывает, что процесс осмысления себя в профессии начинается у студента с
момента накопления педагогического опыта. Важным представляется сочетание
практико-ориентированного курса «Педмастерская «Орленка» с установленной
педагогической практикой. В этот момент начинает формироваться индивидуальный
стиль педагогической деятельности будущего социального педагога.
На первом этапе всеми
преподавателями психолого-педагогических дисциплин проводятся мини-исследования
как возможность получения информации о ребенке, познание себя и будущей
профессии.
Важную роль в процессе
самоопределения играет организационно-деятельностная
и ролевая игра. Этот способ позволяет активизировать личностные ценности, переводить
их в цели собственной профессиональной деятельности и структурировать будущую
деятельность в виде образовательного проекта, где педагог выступает как
субъект. Способами самоопределения в групповой работе студентов с куратором
являются1:
-
рефлексия действий, оценка результатов;
-
рефлексия деятельности, анализ последействий;
-
рефлексия бытия, установление ограничений;
-
следование установленной норме.
Именно освобожденный куратор выступает в роли «проводника» в налаживании контактов между «Орленком» и колледжем, между детскими лагерями и студентами, между теорией и практикой социально-педагогической деятельности.
Серьезная систематическая
работа кураторов со студентами способствует формированию
профессионально-значимых личностных качеств, умений и навыков будущих
социальных педагогов.
Социальная незрелость
студентов, низкий культурный уровень, слабое представление о профессии у
определенной части студентов, предопределило непрерывный процесс курирования во
внеурочное время и во время педагогической практики. Приоритетными направлениями в работе кураторов стали:
-
аналитическая деятельность – организация
рефлексивно-аналитической работы со студентами (индивидуальной и групповой),
создающий мотивацию к саморазвитию и самовоспитанию;
-
обучающая и развивающая
деятельность
– подготовка студентов к выходу на педагогическую практику в ВДЦ «Орленок» и за
ее пределы; методическая учеба; проектировочная деятельность по разработке
смен, конкретных проектов; создание благоприятной атмосферы в работе с молодыми
педагогами.
Все выше перечисленное дает
хороший старт формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
2. Осмысление практического опыта
На втором этапе проходит
осмысление практического опыта, построенного на анализе наблюдаемых фактов и
явлений в педагогической деятельности в теоретическом обучении студентов.
Педагогический коллектив
колледжа работает над формирование специальных умений и навыков будущих
социальных педагогов в постоянно усложняющейся педагогической деятельности.
3. Практическая и исследовательская деятельность
Третий этап предполагает
подготовку новых задач для практической работы и овладение студентами опытом
социально-педагогической деятельности в Центрах социальной защиты детства, за
пределами «Орленка».
На этом этапе студенты
демонстрируют свои возможности в качестве организаторов досуга детей, детских
инициатив, при выполнении более сложных функциональных обязанностей социального
педагога. Студент активно включается в позицию исследователя детского
коллектива, личности ребенка, проблем, связанных с социальным становлением
детей в социуме.
Исследовательский материал,
полученный в ходе практики ложится в описание моделей социально-педагогической
деятельности в курсовых работах студентов. Так студентами исследовались
проблемы детства: субкультура современных подростков, игра как фактор социализации
ребенка, детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема, насилие над
детьми как социально-педагогическая проблема, семья как фактор воспитания,
свободное время ребенка как социально-педагогический фактор и др.
Обследование показало, что
практика в социально-педагогических центрах дает студентам возможность
переосмыслить уровень ответственности и значимости избранной профессии (56%),
дает новый опыт общения и новые социальные знания и умения (45%), возможность
контактов и взаимодействия с очень разными детьми и различными категориями
взрослых (40%), знакомит с новыми сферами социальной деятельности (35%),
формирует «умение помогать, не повредив жалостью» (25%), развивает «твердость в
принятии жизненно важных решений» (20%) и «дает толчок к дальнейшему саморазвитию,
учит видеть и решать сложные педагогические ситуации, адаптироваться к новым
условиям жизни и включать в них детей» (18%).
У студентов развивается
понимание востребованности знаний в повседневной практической деятельности,
желание связать свою жизнь с профессией социального педагога (85%) (Сорочинская
Е.Н.).
4. Самостоятельная педагогическая деятельность
Основная задача четвертого
этапа – самостоятельная педагогическая деятельность в качестве социального
педагога с максимальным выполнением функциональных обязанностей в
социально-педагогических центрах, Домах творчества, в школе, в молодежных
социальных службах, в комиссии по делам несовершеннолетних, в местах возможной
будущей работы. Студенты активно включаются в социальную работу по практическому
внедрению творческих проектов в работе с проблемными детьми и семьей, в социуме.
Четвертый этап совпадает с
активной работой по написанию дипломных работ, выстраиванию дальнейших профессиональных
и личностных перспектив. Наблюдение за становлением профессиональной позиции
студента показывает, что в этот момент происходит активное обучение основным
видам профессиональной деятельности, смена социальных ролей в практике, когда
студент наиболее успешно осваивает всю управленческую цепочку взаимодействия
«ребенок – взрослый – среда», находясь в субъектной позиции.
Аналитическая работа в
единстве с достаточным практическим опытом позволяет успешно переосмыслить
теоретические основания будущей профессии.
5. Профессиональное саморазвитие
Центральной задачей пятого
этапа становится дальнейшее профессиональное самообразование и самовоспитание
выпускников. Синтетический теоретический курс при подготовке к выпускным
экзаменам и новое содержание профессиональной деятельности вплотную приближено
к выполнению квалификационных требований социального педагога. В итоге он
должен уметь анализировать и программировать свой личностный и профессиональный
рост, выполнять функциональные обязанности социального педагога, хорошо знать
предмет своей деятельности. Увеличение объема самостоятельной подготовки
стимулирует осмысление социально-педагогических явлений и процессов.
Исследование Л.Н. Куликова и
Л.И. Григорьевой выводит проблему саморазвития личности в основу методологии
воспитания и образования. Процесс саморазвития, выступая формой существования
личности, находит выражение в активности, деятельности, общении, поведении
студентов, что является мотивацией для дальнейшего саморазвития.
Саморазвитие будет протекать
эффективно и результативно, если будет:
а) реализована самодеятельность студента в области
образования через целенаправленную систему самообразования;
б) осуществляться целенаправленная квалификационная
психолого-педагогическая коррекционная помощь студентам в овладении методами
самотренировок по формированию саморегуляции;
в) в педагогическом обеспечении процесса
саморазвития студентов включен процесс познания культурно-исторического наследия;
г) высокопрофессиональным педагогическое обеспечение
процесса саморазвития студентов.
Критерии готовности
личности к саморазвитию:
-
степень информированности о сущности саморазвития;
-
степень убежденности в значимости саморазвития;
-
способность к личностной мотивации саморазвития.
Критерии активности
саморазвития:
-
наличие программы саморазвития;
-
саморегулятивная активность в деятельности и общении;
-
способность к интериоризации внешних детерминант саморазвития.
Критерии эффективности
саморазвития:
-
способность к творческой, преобразующей деятельности;
-
степень персонализации;
-
способность к адекватному оцениванию личностного потенциала.
________________
1. Новые ценности образования: выпуск № 1, М.: Инноватор, 1996. – С. 10.